Юлиан Зегельман - партнер юридической фирмы Velton Zegelman, рассказал, где лучше регистрировать стартапы и как обезопасить права собственности на них
2013-09-09 19:52
Для того чтобы впоследствии заключать контракты и иметь возможность продаться, для компании очень важно правильно оформить все активы и владение ими. В молодом стартапе это, как правило, интеллектуальная собственность.
Один из первых вопросов, который задает мне клиент: где регистрировать компанию – в США или где-нибудь в офшорной зоне? Вопрос хороший, и для ответа вам нужно определиться с тремя позициями.
Именно от этих трех вопросов зависит выбор юрисдикции для компании. Если вы делаете глобальный проект и в какой-то момент планируете выход на американский рынок для поиска инвестиций, однозначно нужно регистрировать компанию в США.
Многие американские венчурные инвесторы по своим правилам не будут инвестировать в компанию, зарегистрированную вне США. Даже если им понравился ваш проект. Плюс для американских граждан очень неудобно иметь доли в офшорных компаниях – на них накладываются очень большие штрафы. И третье: оперировать в США, будучи иностранной компанией, будет сложнее. Подписать аренду на помещение, нанять сотрудников, открыть счет в банке – для всего этого вам нужна будет американская компания.
Есть и обратная сторона вопроса: компаниям, не собирающимся идти в США, и работающим, к примеру, в цепочке Украина – офшор, регистрироваться в США совершенно бесполезно и слишком затратно.
Допустим, вы все же решили регистрироваться в Америке. Следующая часто повторяющаяся ошибка – полагать, что все штаты равны, и все равно, где учреждать компанию. На самом деле в штатах разные законы и налоговые ставки, но самое главное – для венчурных инвестиций, для IT-бизнеса существует эдакий «золотой стандарт» – делавэрская корпорация. Так сложилось исторически: когда-то в штате Делавэр был наиболее развитый корпоративный кодекс, защищающий права инвесторов. Сейчас юристы могут не знать законов другого штата, но знают законы Делавэра, да и инвесторы к этому уже привыкли. 98% компаний, торгующихся на бирже NASDAQ, включая Facebook, Twitter, Google – именно дэлавэрские корпорации.
Еще одна популярная ошибка – непонимание налоговой специфики США. Например, власти штата имеют право снять налог с компании, работающей на его территории, даже если она зарегистрирована в другом. Если вы хотите обезопасить себя от налога на уровне штата, старайтесь обустроить свою деятельность (офис, сотрудников) в пределах штата с соответствующими льготами.
Обязательно обсудите с соучредителями долю каждого в компании, и приходите ее регистрировать уже с этим пониманием. Я советую не обещать никому доли в компании, если вы всерьез не намерены ее отдавать. В США контрактом может считаться даже устное обещание или e-mail. И бывают ситуации, когда компания становится успешной, поднимает инвестиции, а тут появляется какой-то уже забытый всеми программист с распечаткой письма, где ему обещают 5% акций. Никакому инвестору не нужны риски, поэтому такую ситуацию приходится как-то решать, и обычно с ущербом для компании.
Мы всегда рекомендуем механизм вестинга: в документах прописывается, что для получения своей доли в полном объеме человек должен проработать на компанию какой-то срок (в США это обычно четыре года). Это необходимо, чтобы, к примеру, один из соучредителей, уходя в монастырь или на работу в «Яндекс», не уносил с собой треть всей компании. А так человек работает, и каждый месяц получает какой-то процент своей доли. Когда он уходит раньше времени, оставшуюся часть выкупает компания по номинальной цене.
Еще важно понимать, что при выпуске новых акций компанией доли владельцев будут постепенно размываться по мере роста бизнеса. И лучше иметь 10% компании с капитализацией в $100 млн, чем 100% бизнеса – с капитализацией в $1 млн.
Выпуск акций – вещь достаточно техническая, ее лучше делать через юриста. Его самой большой головной болью перед инвестицией будет приведение в порядок всех эмиссий и обещаний долей.
Для того чтобы впоследствии заключать контракты и иметь возможность продаться, для компании очень важно правильно оформить все активы и владение ими. В молодом стартапе это, как правило, интеллектуальная собственность. Нужно, чтобы все лица, разрабатывавшие для компании логотип, ПО, контент, подписали договор передачи прав компании и договор о неразглашении. Во-первых, этого требуют инвесторы, во-вторых, это поможет избежать вышеупомянутого забытого программиста, который придет и заявит о нарушении интеллектуальных прав.
Когда ваш бизнес пойдет в гору и инвесторы будут выстраиваться к вам в очередь, тогда вы сможете подписывать контракты на выгодных для себя условиях. Но пока именно вы стучитесь в двери к инвесторам, а не наоборот, лучше, чтобы ваша документация была настолько стандартной, чистой и простой, насколько это возможно. Когда инвесторы смотрят на стартап, они хотят видеть именно такие документы, они хотят минимизировать риски, ну и иметь влияние на компанию. Никто просто так не будет верить на слово молодой команде без истории успеха.
Оптимальный изначальный размер совета директоров молодого стартапа – три человека. Потому что со временем совет директоров будет сам натурально увеличиваться. Обычно это происходит после первой крупной инвестиции, когда инвестор хочет посадить своего человека в этот совет.
А если он к этому времени уже будет состоять из 5-6 членов, это будет уже слишком инертная и трудоемкая структура. Обычно из трех человек один – это CEO, вторым может быть еще один соучредитель, плюс человек, которому вы доверяете, или специалист в этой области.
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 24914 Просмотров сегодня: 47
Купание на пляже Fluvial beach of Zaboeira
Электронные работники: Каких специалистов можно заменить программами